Детсад – ячейка секты?
На главную О свободе слова (СМИ) О Чечне О русской идее Французский фильм про Курск Гостевой форум Слушать Эхо-Москвы Слушать Deutsche Welle Ссылки
Сайт посвящен праву россиянина на достойную жизнь и информацию

Детсад – ячейка секты?

(юридико-практические рекомендации по вызволению и реабилитации близких из сект)


 

 

Сатья Саи Баба (психиатр, фокусник, «Бог»)


Некогда знакомое только по учебникам истории и обществознания слово «секта» теперь все чаще звучит в средствах массовой информации, во время проповедей православных священников, в семьях еще недавно не знавших, что такое горе и потеря близкого человека, неожиданно, часто, в самом расцвете сил.

Случиться это может с каждым, потому что любой человек время от времени бывает в стрессовой ситуации и является легкой добычей профессиональных сектантов-психологов или натасканных ими адептов. Учитывая, что в данном случае спасение утопающего – дело рук его родственников, друзей и коллег, хотелось бы на конкретном примере рассмотреть возможности по его вызволению из машины по переработке человеческих душ и жизней.

В нашем случае, как и большинстве аналогичных, начиналось все достаточно тривиально. Одна знакомая, проживающая в Санкт-Петербурге, являющаяся инвалидом детства и временами испытывающая серьезные душевные переживания (что в данной ситуации весьма оправдано и даже закономерно), решила заняться спортом. Несколько лет тому назад она записалась на занятия йогой под руководством Хмырова Александра Анатольевича (все фамилии изменены в интересах следствия), как впоследствии выяснилось, академика, мага, художника и спортсмена, психолога и просто хорошего человека... Занятия проходили в детском садике на Горьковской, пока секцию по непонятным причинам оттуда не выгнали. Потом «секция йоги», а как недавно выяснилось – тоталитарная секта, переезжала из одного образовательного учреждения в другое по причинам, которые нам тогда были непонятны: ведь каждый участник только официально платит за занятия солидную по питерским меркам сумму (наша родственница – порядка 500 рублей).

Причины частых переездов и внезапного переименования «йоги» в «физкультуру» стали понятны нам позже, когда академик и просто хороший человек Хмырова А. А. пожелал переехать жить в только что отстроенную родственнице однокомнатную квартиру, а саму родственницу «попросили» проживать на улице Дмитрова у его помощнице – Калине Михайловне Херони, по словам пострадавшей, психологу и сотруднику детского садика на улице Большой Монетной, где и собираются поклонники «физкультуры» каждые выходные.  Калина Михайловна Херони тоже, со слов потерпевшей, умнейший и добрейший человек тонкой духовной организации.

Любопытным представляется, что данная секта, проповедующая учение кучерявого индийского «Бога» на земле Сатьи Саи Бабы нашла себе специфическую нишу обитания: дошкольные и школьные образовательные учреждения. Как показывает петербургский опыт, многие функционеры «священной» организации являются сотрудниками учебных и воспитательных учреждений, занятия проходят в помещениях садиков и школ, даже информация о фонде, через который, видимо, пропускаются финансовые потоки организации («Сатья Сайи Фонд образования и развития общечеловеческих ценностей») размещена в разделе «Список школ» на сайтах «Питерская школа» (http://shkola.spb.ru), «Всеобуч» (http://www.vseobuch.legolas.ru/show/offerdetails.php?ID=-8894) и т.п.

Учитывая, что еще в 1997 в исследовании «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера», изданной Миссионерским Отделом Московского Патриархата Русской Православной Церкви (2-е Изд-е, Белгород, 1997) отмечалось, что «Культ претендует на участие в образовательных программах учебных заведений. Известен случай, когда воспитательница одного из детских садов г. Москвы - последовательница Саи Бабы - стала активно проповедовать среди своих подопечных малышей учение своего культа». С тех пор, Саи Баба и его местные сорок разбойников, видимо, существенно расширили свое присутствие в образовательных учреждениях нашей Родины. Причем, внедрение в семьи через образовательные учреждения характерно и для других восточных сект. Так, И. Куликов отмечает в Энциклопедии "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера" (Москва: «Паломник», 2000 или http://www.stolica.narod.ru/indexr.htm):

За рекордно короткий срок выросла армия сахаджистов [приверженцев Схаджа-йоги – прим. авторов], среди которых были медики, журналисты, воспитатели и заведующие детскими садами, преподаватели средних школ. Многие из них принялись внедрять «истинное знание» по месту работы. Так в Тольятти появились детсады и даже частные учебные заведения, где преподавались куски «учения» [выделено авторами].

Извратив идею Александра I, основавшего лицей для воспитания будущей элиты государства, сектанты пытаются с молодых ногтей воспитывать из российских детей преданных, послушных и лучезарных зомби для последующего внедрения их в органы власти и иные сферы общественной жизни. К тому же у них есть отличный пример в не такой уж далекой Индии:

У него [Саи Бабы – прим. авторов] есть большое количество преданных в высших структурах политической власти в Индии. Они, а также миллионы простых индийцев, раболепно припадают к его стопам [...] верят ему, когда он говорит, что он спасет весь мир, и Индия будет играть ведущую роль в этом спасении. Вооруженные военнослужащие, силы федеральной полиции, его собственная служба безопасности и разведки (некоторые прошли специальную подготовку в Израиле и США) охраняют его с такой тщательностью, которую трудно себе представить. А почему бы и нет? Если говорить о валютных поступлениях, то благодаря ему в Индию стекаются миллиарды, а его организация занимается проектами, которые индийское правительство при всем желании не способно воплотить в жизнь. (Барри Питтард (Barry Pittard) Разоблачение Сатья Саи Бабы. Обзор. Австралия. http://www.saiguru.net/ russian/articles/expupdate.htm)

Аналогичные предостережения звучат и из уст недавно отказавшихся от «учения» ведущих функционеров секты Файи и Дэвида Байли, последний из которых в течение 4х лет был правой рукой Саи (См: Фая и Дэвид Байли. Данные расследования. “Индиа тудэй”, 4 декабря 2000 года http://www.saibaba.da.ru/).

Тесное сотрудничество с учебными учреждениями объясняется еще и тем, что вероятность интереса правоохранительных органов к происходящему в каком-нибудь детском садике сводится к нулю. Тем более не станут же они возбуждать уголовные или административные дела в отношении воспитателей или заведующих таких общественно полезных учреждений. Действительно, воспитательница московского садика в упомянутом случае отделалась беседой с правоохранительными органами. Дальнейшая ее судьба (в том числе, осталась ли она воспитателем данного детского садика или перешла на работу в другой) нам, к сожалению, неизвестна. Остается надеяться, что родителям будут небезразличны подобные сведения, и они будут впредь в разумной и допустимой степени интересоваться прошлым и настоящим своих детей, их воспитателей и преподавателей.

О политических амбициях сектантов говорят многие факты и воспитание политических командос из бывших школьников уже не кажется бредом, учитывая, что переходный возраст является одним из наиболее уязвимых с точки зрения психической защищенности человека.

Политическая ангажированность отдельных деятелей доходит до того, что в 2000 году кандидатом в президенты РФ за номером 30 был зарегистрирован некто Храмцов Юрий Васильевич – председатель правления Общественного объединения "Сатья Сайи фонд образования и развития общечеловеческих ценностей", родственница, которого Храмцова Галина Ивановна и по сей день, если верить информации сайта «Питерская школа», является директором Сатья Сайи фонда в С.-Петербурге.

Учитывая ранее отмечавшиеся сильные связи со средними учебными заведениями, волею судеб являющимися также и районными избирательными комиссиями, можно говорить о реальных шансах прохождения или даже переизбрания сектантских активистов во власть.

Примером тесного сотрудничества региональных властей и сект поделился 22 апреля в прямом эфире Pадио-Максимум зав. кафедрой сектоведения Православного университета, сотрудник Информационно-консультативного Центра Иринея Лионского - священник Александр Леонидович Дворкин. Он отметил, что сектанты борются за власть и деньги. Причем, власть стоит на первом месте. Власть обеспечивает безопасность организаторам сект, тем самым гарантируя спокойное протекание бизнеса и стабильные последующие финансовые поступления.

Так в радио-беседе Александр Дворкин рассказал о примечательном случае, произошедшем с ним в Екатеринбурге, где его лекция в школе была сорвана под руководством администрации города. Директор школы внезапно сказала, что не получала никаких денег за аренду помещения и никаких договоренностей с Александром и Православной Церковью у нее нет. Ему запретили прочитать лекцию про господствующую в Екатеринбурге секту, а когда он с иными священнослужителями сидел в машине, его и несколько других священников насильственно забрали в участок несколько нарядов милиции с так и невыясненной целью. К счастью, инцидент при содействии депутатов Государственной Думы не остался незамеченным и в результате служебного расследования несколько милиционеров и прокурор были уволены. Возбуждено уголовное дело. Тем не менее, сочувствующая секте администрация и активисты секты, надо полагать, остались…

Учитывая, что высокие сферы властных отношений и общенациональные угрозы, возможно, имеют мало практического значения для читателей, чьи близкие попали в беду, вернемся к нашему конкретному случаю в С-Петербурге, чтобы дать впоследствии пару практических советов.

Итак, «академик» Хмыров переехал в квартиру, якобы снимаемую им за 50 долларов. Естественно, никаких денег он не платил, а сама жертва гипноза и внушения была вынуждена, по ее собственному признанию, ездить убирать квартиру, мыть полы, стирать белье.

Родственники изначально не пытались оспаривать право члена семьи на сдачу собственного жилья в найм. Однако когда выяснилось, что ее плохо кормят по месту временного проживания, заставляют там выполнять самую черную работу, забирают даже ничтожную зарплату бюджетника, то было принято решение спасать человека. Всех особенно шокировало, что ранее страстно любивший сладости человек вдруг стал на семейных торжествах отказываться от сладостей и выпечки, потому что ему запрещено их есть.

Тут неожиданно объединились в одну картину все факты и вскрылось, то, что многие годы с терпением объяснялось просто болезнью и странностями близкого человека, а не посторонним воздействием. Оказалось, что человек практически полностью находится под контролем посторонних, неведомых людей. Все вспомнили про портрет волосатого индуса, про постоянно растущее напряжение в отношениях, про приступы несвойственной ей ранее ненависти и раздражения, про частые переезды «йоги» из садика в садик, про настоятельное желание иметь новую квартиру в личной безраздельной собственности, а не совместно с другими родственниками и т. д.

Позднее добавились рассказы жертвы об участии в долевом строительстве участниками секты мифической дачи (и соответствующем сборе средств и принятии на себя нелепых денежных обязательств в размере 1000 долларов США при ее зарплате в 70 долларов), визиты темных личностей к другим потенциально более уязвимым членам семьи с призывами вступить в ряды благоверных и обрести рай на земле, посещения дачи сектантами-оценщиками и т. д.

Ужаснуло, сколько лет сектантам удавалось скрывать истинные намерения под видом немного специфической, но с первого взгляда вполне безобидной секции, сколько лет и как профессионально и незаметно для окружающих они накачивали человека негативным  отношением к близким людям, разрушали его нормальные связи с друзьями, родными, обществом. Понятным становится, почему жертвами сектантов становятся, в первую очередь, одинокие или необщительные люди. В данном случае задачи злодеев упрощаются до простой переработки человека в послушную машину, а его имущества - в удобрение для дальнейшего распространения спрута вглубь общества и обогащения малочисленной верхушки.

Как пишут специалисты, секты стараются скрывать свое участие в судьбе человека, пока он как следует не «созреет», чтобы безвозмездно не отдать все имущество «академикам» и жрецам. Однако если близкий человек уже дошел до такого состояния, и секта пытается отобрать жилье у вашего временно одурманенного родственника или друга, то, следуя рекомендациям Центра «Гражданская безопасность», цитируемым далее, следует сделать как минимум следующее:

  • Секта начинает обрабатывать владельца жилья, добиваясь, чтобы он разорвал все оставшиеся связи с миром. Параллельно проводится мысль, что "любить Бога" - значит, пожертвовать ему всё самое ценное.
  • Надо отметить, что сегодня квартиры редко оформляются прямо на секты или их лидеров, да еще и в качестве дара. Это слишком прозрачно, может привлечь ненужное внимание и привести к крупному скандалу. Чтобы его избежать, реализуется следующая схема. Во-первых, квартиру не берут в дар, а покупают - правда, за символические деньги или под гарантию предоставления человеку куда меньшей жилплощади. Во-вторых, жилье оформляется не на секту или ее лидеров, а на неизвестных широкому кругу посредников, которые затем и передадут недвижимость в нужные руки. При этом сам владелец квартиры "обработан" так, что станет везде твердить, будто принял совершенно осознанное, идущее только из глубин сердца решение. Убеждать его в обратном, как правило, бесполезно.
  • Постарайтесь изъять у него документы, без которых невозможно осуществление сделок и оформление дарственных - ордер на квартиру, квитанционные книжки уплаты за электроэнергию и коммунальные услуги. Это тот редкий случай, когда бюрократическая машина будет полезной и отсутствие одной-единственной бумаги может свести на нет все усилия сектантов.
  • Запоминайте малейшие детали - названия фирм, которые вроде бы не прочь провести "через себя" планируемую сделку, фамилии тех, кто проявляет к ней повышенный интерес. Вам эти данные могут ничего не говорить - но специалистам хорошо известен перечень риэлтеров, сотрудничающих с теми или иными сектами.
  • Зайдите в РЭУ по месту жительства Вашего близкого и поговорите с чиновником, ответственным за оформление документов на квартиру. По-человечески объясните ему ситуацию и попросите в случае, если эти документы кто-то затребует, сразу позвонить Вам.
  • Как только станут известны имена людей, которые обрабатывают Вашего близкого, а также название их религиозной организации - напишите по заявлению в милицию и прокуратуру. Вам не обязательно кого-то в чем-то обвинять. Просто изложите тревожные факты, а потом уведомите сектантов о том, что сделали. Обычно это сразу охлаждает их пыл.
  • Когда сектанты почувствуют, что Ваша деятельность может привести к срыву всей операции - начнутся угрозы. Сразу уведомляйте о них правоохранительные органы. Каждое Ваше заявление будет привлекать к сделке дополнительное внимание.
  • Готовьтесь к тому, что сектанты будут обязательно настраивать против Вас владельца жилья. Повторяя за ними, Ваш близкий начнет говорить, что вопрос, кому продать или подарить квартиру - это только его дело. [С первого взгляда, он вроде бы прав, на чем и строят расчет мошенники. Однако помните, что с юридической точки зрения его действия ничтожны или оспоримы, т.к. он находится под влиянием обмана, психологического насилия или принуждения или просто в трудных жизненных обстоятельствах, заставляющих его заключить кабальную сделку. Не стесняйтесь сообщить об этом и о Ваших планах по оспорению сделки всем, кто вас окружает и вовлечен в совершение сделки – дополнение авторов].
  • К тому же у Вас есть такой инструмент, как общественное мнение: если предложенные выше способы не работают, ставьте "на уши" максимально широкий круг лиц - родственников и друзей человека, чиновников, журналистов. Помните, что сектанты всегда боятся огласки и могут отступить, даже если с формальной стороны сделка смотрится вполне законно.

Может показаться странным, что взрослые люди «добровольно» передают имущество за смешные деньги руководству секты. Однако ни о какой добровольности или сознательности этого поступка не может быть и речи. Большинство сделок совершается под влиянием обмана, психологического насилия и принуждения или путем введения человека в заблуждение. Часто используются различные формы коллективного давления, гипноза. Все сделки, совершенные подобным образом, являются недействительными или ничтожными и могут быть оспорены родственниками, прокуратурой или самой освободившейся жертвой в суде с последующим возвратом имущества (ст. 166-181 ГК РФ).

Под сделками российское законодательство понимает любые действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК), в том числе договоры по возмездной (например, купля-продажа) и безвозмездной (например, дарение) передаче имущества, завещания, займы – т.е. практически любые юридически значимые действия.

Сделки, совершенные гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими, совершенной под влиянием обмана, насилия (включая психологическое), угрозы, заблуждения или стечения тяжелых обстоятельств, которые лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях (оспоримые сделки), могут быть признаны судом впоследствии недействительными по иску, поданному в течение 1 года со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Юридически ничтожные сделки, т. е. совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности, притворные сделки (совершенные с целью прикрыть другую реальную сделку, например, якобы покупка квартиры, за которую реально, однако, никто не заплатил и не собирался ничего платить), сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным могут быть оспорены в течение 10 лет.

За принуждение  к совершению сделки под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства Уголовным кодексом предусмотрена и уголовная ответственность (ст. 179 УК).

С практической точки зрения интересным является правовое определение насилия, достаточного для признания сделки недействительной.

Так, в Комментарии к Гражданскому кодексу РФ под редакцией проф. Т. Е.Абовой и А. Ю. Кабалкиной (Юрайт-Издат; Право и закон, 2002) содержится следующий комментарий:

Насилием в смысле настоящей статьи [179 ГК – прим. авторов] считается непосредственное физическое воздействие […]. Они могут выражаться в нанесении побоев, телесных повреждений, убийствах, причинении физических страданий, ограничении либо лишении свободы передвижения.

Насилие может выражаться далее в воздействии на имущество стороны - уничтожение либо повреждении имущества, захват его.

Насилие может осуществляться как по отношению к стороне в сделке, так и по отношению к близким стороне лицам (детям, родителям, супругу)[…]. В этих случаях для стороны по сделке речь идет о причинении нравственных страданий […] и т.п.

Насилие не обязательно должно быть уголовно наказуемым, но всегда противоправным. Употребление власти начальником по отношению к подчиненному для принуждения его к совершению сделки есть также разновидность насилия (объявление взыскания, понижение в должности, лишение вознаграждения и т.д.). Отказ в продлении аренды за неперечисление средств в избирательный фонд главы администрации также относится к разновидности такого насилия.

Насилие направлено не на получение согласия на совершение сделки, которого быть не может, а на понуждение к совершению действий, которые бы создавали видимость такого согласия. Для насильника важно получить подпись под договором, подпись под заявлением, актом, иными документами, необходимыми для того, чтобы сделка считалась совершенной.

Нетрудно заметить, что в гражданском праве насилием считаются не только банальные побои или иные грубые формы физического воздействия вплоть до ограничений в пище, тепле, воде и т. п., но и различные формы психического насилии, причиняющие «нравственные страдания» (См. также Комментарий к ГК РФ под ред. О.Н. Садикова, - М.: Инфра - М, 1998, ).

Угроза же является в гражданском праве формой «психического принуждения» (см. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2003 г. N КГ-А40/2960-03; п. 4 комментария к ст. 179 Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкиной; п. 2 комментария к ст. 179 Эрделевского А.М.; п. 6 комментария к ст. 179 О. Н. Садикова).

Представляется разумным также извещать всех потенциальных или реальных покупателей отобранного имущества и органы регистрации прав на него, местные агентства недвижимости о готовящихся действиях по оспорению сделки и неправомерности приобретения имущества. Риск последующей потери имущества и судебного разбирательства может, по крайней мере, затруднить немедленное дальнейшее отчуждение переданного жертвой под влиянием насилия, заблуждения или иных тяжелых жизненных обстоятельств имущества.

Извещение следует делать заказными письмами с уведомлением о вручении, сохраняя у себя копии отправлений, или, если время не терпит, лично либо курьерской службой с отметкой о вручении на заранее самостоятельно сделанной копии документа.

Более того, действия функционеров сект, описанные в многочисленных книгах и иных публикациях, могут содержать в себе признаки таких составов преступлений, как мошенничество (ст. 159 УК), присвоение и растрата имущества  (когда, например, переданные на долевое строительство средства пропадают в результате махинаций материально ответственных лиц – ст. 160 УК), вымогательство (ст. 163 УК), доведение до самоубийства, т.е. доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего (ст. 110 УК), принуждение  к совершению сделки (ст. 179 УК), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК) или понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК),  половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК), развратные действия в отношении несовершеннолетних (ст. 135 УК), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК), незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК) и другие.

Особого внимания, пожалуй, заслуживает причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК), когда ущерб собственнику причиняется путем непередачи ему имущества (например, денег), которое он должен был получить. При совершении этого преступления отсутствует изъятие имущества из обладания собственника или иного владельца. Имущественную выгоду виновный извлекает путем неуплаты должного, а не путем завладения чужим имуществом (Наумова А.В. Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г., М. «Гардарика». 1996).

Обо всех этих преступлениях родственникам рекомендуется сообщать в правоохранительные органы на основании ст. 140 УПК РФ способами, описанными выше и позволяющими впоследствии удостоверить доставку заявления. Последним, отводится законодательством 10 дней на рассмотрение заявления и принятия решения. Необоснованное решение об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть немедленно обжаловано в прокуратуру или суд.

Следует отметить, что руководители сект несут повышенную уголовную ответственность как организаторы либо как пособники или подстрекатели в случае исполнения задуманных ими преступлений помощниками и «подопечными» (ст. 32-32 УК).

Соответственно, распространенное мнение о том, что российское законодательство не позволяет бороться с сектами и совершаемыми ими преступлениями и гражданскими правонарушениями не вполне соответствует действительности.

Теперь посмотрим, как работает секта в нашем конкретном примере с инвалидом детства. Неожиданно сектанты Саи Бабы сообщают своему «готовому» адепту, что руководителя выгнали из предыдущего места жительства и организация теперь должна распасться. Занятий не будет. Психологически зависимые люди, естественно, расстраиваются. Выбирают очередную жертву, у которой есть квартира и просят временно сдать ее за 50 долларов в месяц главарю секты. Одновременно организуется титаническое давление со стороны других членов на данного человека. Все упрекают его, что из-за него никто не сможет заниматься, что он скупой и черствый человек и т. д.

Естественно, больной и систематически настраиваемый против семьи  и общества человек ломается и вселяет старшего мага в квартиру.

Главарь не платит арендную плату, а бывший владелец даже ездит убирать и стирать ему, а также выполняет неблагодарную физическую работу по месту нового жительства – у других сектантов, где его дальше зомбируют, ограничивая в питании, лишая обычных жизненных радостей, возможно, применяются специальные вещества и средства воздействия, чтобы усилить эффект.

После некоторого времени жертве предлагают поучаствовать в долевом участии в строительстве чего-нибудь или взять на себя какие-либо несуществующие на практике денежные обязательства. Жертва регулярно сдает деньги и продает имущество для оплаты взносов по договору о совместной деятельности или иного вымышленного обязательства. В нашем случае участникам секты г-н Королев и г-жа Херони предложили строить дачу для совместного отдыха.

Когда у жертвы заканчиваются деньги и иное имущество, наступает кульминация: в погашение мифических долгов ее просят передать право собственности на квартиру. При этом не исключено, что на словах объясняется это не как обычная продажа имущества по цене в 10-20 раз заниженной, а как что-то совсем безобидное, например, временная передача права, для получения кредита под залог этой квартиры или оплата пожизненного санатория в Тибете в «Русском доме в Путтапарти» и т. п.

«Русский дом» действительно может служить санаторием, но, увы, не героям настоящих строк, а рыбе покрупнее: Борису Гребенщикову, Мадонне и прочим циничным или просто заблуждающимся относительно своей роли в судьбах миллионов жертв рекрутерам Саи Бабы. (См: http://new.computerra. ru/offline/2000/348/2635; Линн Уоллис. Evening Standard Magazine. 28 января 2000 г. и т. д.).

Оценивая аномальное поведение адепта, надо учитывать, что в это время человек живет среди других сектантов, по армейскому распорядку, делает часто самую черную работу, его воля и сознание полностью подавлены.

Использую круговое доносительство и откровения самой жертвы (в том числе и исповеди по эл. почте и он-лайн, к чему призывает сектантов, например, БГ в интервью журналу "Компьютерра" (№19, 6 июня 2000 г.)), психологи находят ее комплексы, реальные или вымышленные сложности с семьей и друзьями в настоящем или прошлом. Применяя профессиональные инструменты, они разжигают в жертве, возможно, несвойственную изначально зависть, например, к здоровым или преуспевающим родственникам, муссируют больную тему, заставляют человека зациклиться на возможно давно минувших или даже мифических проблемах с близкими людьми.

Накаченный таким образом человек начинает выяснять отношения с близкими, ведет себя непредсказуемо, дико, аномально. Возникают ссоры, человек отрывается от привычной среды, близких людей. Близкие же, часто не догадывающиеся о причинах происходящего и не представляющие, что же в действительности происходит, тоже не рвутся общаться с непредсказуемым и неожиданно неприятным человеком.

Пропасть растет. Жертве навязывают, что он/она никому в семье («миру») не нужны, что родственники и друзья используют ее, ненавидят. Человек оказывается в изоляции от нормального общества, вакууме. Единственным кругом его общения остаются другие сектанты. При помощи специальных веществ, эксплуатации низменных (зависть, чувство власти) инстинктов и первичных потребностей функционеры постоянно увеличивают зависимость человека от коллектива. Добиваются готовности выполнять любые приказы и делать любую работу. Его вывозят за город или в какую-либо иную «коммуну», где он недосягаем для нормального общества. Там он пребывая в состоянии эйфории или наоборот под гнетом тоталитарного воздействия секты гибнет физически (болезнь, смерть от истощения или заболеваний, самоубийство) или ментально (сходит с ума). Отработанный материал пополняет больницы и неврологические диспансеры. А общество теряет нормального гражданина и получает инвалида, требующего пожизненного содержания и лечения.

Человека, психика которого подвергалась глубокому разрушительному вмешательству тоталитарной секты, можно сравнить, например, с участником кровавых боевых действий или теракта. Его жизнь можно наладить, но это требует серьезных усилий и все равно он никогда уже не будет таким как прежде.

К сожалению, пожизненную заботу о таких одиноких людях российское общество на данный момент не предоставляет. Так пополняется армия бомжей и криминалитета. Что дальше происходит с бывшим адептами, даже страшно подумать.

Из вышесказанного следует, что имущественные проблемы далеко не самые сложные из тех, с которыми могут столкнуться близкие и общество. Некоторые практические советы относительно того, как помочь жертве вырваться из порочного круга и способствовать ее/его социальной и душевной реабилитации сообщается на сайте Центра св. Иринея Лионского:

  • Прежде всего, сохраняйте спокойствие. Да, вашу семью постигло тяжкое испытание, но ничего непоправимого не произошло: ведь большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. То, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от других членов вашей семьи. В любом случае будьте готовы к достаточно долгосрочным усилиям. Если вашему близкому не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуются усилия всей семьи в течение как минимум нескольких месяцев, а то и лет.
  •  После первоначального "распознавания" секты не пытайтесь разубеждать вашего близкого - это только еще больше испортит ваши отношения. Наверняка, вы уже поняли, что попытки объяснить ему абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений. Нужно знать, что тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением: тогда вся информация, получаемая им, будет исходить от секты и весь круг общения будет исчерпываться ею же. Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта. Для того, чтобы спровоцировать разрыв, сектантские "учителя" заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, "одержимы диаволом" или слишком привязаны к "этому злому миру" и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного "сойти с пути спасения", покинуть новообретенную "истинную семью", "отказаться от "освобождающего знания" и пр. Таким образом, ваша эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для вашего близкого еще одним подтверждением истинности его новой веры. 
  • С другой стороны, также ни в коем случае нельзя притворяться, что вы изменили свое мнение и вам, наконец, понравилась перемена, происшедшая с вашим близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит вашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к вам. Обговорите с ним следующее условие: вы не критикуете его "организацию" (термин "секта", естественно, будет раздражать вашего близкого, так что лучше стараться его избегать), он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако вы можете мягко обращать внимание вашего близкого на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять: ваша задача - отвлекать его от секты.
  • Чтобы выстроить стратегию поведения, нужно понять, что ваш близкий находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. Ваша задача - сохранить хотя бы минимальный контакт с его подавленной подлинной личностью. Относитесь к нему с терпением и сочувствием, понимая, что у человека временное расстройство личности, но ни в коем случае не давайте ему денег - это то же самое, что давать деньги наркоману на наркотики: любые деньги, данные вами, все равно будут немедленно переданы секте.
  • Попытайтесь настроить себя на конструктивное решение проблемы, будьте спокойными и открытыми к диалогу. Показывайте всем своим поведением, что вы признаете за вашим близким право на поиск, на свой выбор, даже ошибочный, и что ваш близкий дорог вам сам по себе, независимо от его убеждений. Рассчитывайте больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед с вашим близким. Старайтесь в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив. Вспоминайте радостные эпизоды вашей прежней жизни, когда вы ощущали себя единой семьей, когда вы вместе куда-то ездили, те дела, которыми вы занимались вместе, те планы и мечты, которыми вы делились друг с другом. Конечно, вы не должны это делать искусственно. Действуйте скорее интуитивно, будучи движимы любовью и состраданием. И всякий раз в случае удачи вы будете видеть, как подлинная, узнаваемая личность вашего близкого проступает сквозь незнакомого вам чужого "зомбированного" робота, в которого он превратился.
  • Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить вашему близкому эмоциональную "нить Ариадны", по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать вас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится, если вам удастся устроить так называемую интервенцию. Имеется в виду сессия интенсивного "консультирования по выходу" из секты. Чтобы провести такую интервенцию, нужен, по крайней мере, один специалист-психолог, сведущий в сектоведении, знакомый с проблематикой психологического насилия и реформирования мышления, а также семейного консультирования. Дело в том, что, как правило, в тоталитарные секты вовлекаются люди, имеющие эмоциональные проблемы (а они могут возникать у каждого в периоды психологических стрессов). Таким образом, часто помощь пострадавшим начинается с выявления и устранения источника этих проблем, то есть с работы психолога.
  • Понять суть психологического механизма тоталитарного сектантства можно, познакомившись с книгой Стивена Хассена "Освобождение от психологического насилия" (СПб., 2001). Кроме того, об этом стоит прочитать ряд публикаций "Журнала практического психолога" (Москва) конца 90-х годов. Сдвоенный номер 1-2 за 2000 г. журнала полностью посвящен этой теме. Начальные сведения можно получить на сайте психолога Евгения Волкова. Ссылку можно найти на сайте Центра св. Иринея Лионского (http://iriney.vinchi.ru). Освойте содержание этих публикаций, поскольку интервенция предполагает владение теорией консультирования о выходе, по крайней мере, одним из членов семьи пострадавшего. Лучше, если в процессе помощи человеку, попавшему в секту, участвует вся его семья. Но для того, чтобы правильно все организовать, опять-таки нужен психолог-специалист. 
  • Изучайте словарь "вашей" секты и её учение, чтобы хорошо понимать, о чем будет говорить ваш близкий. Налаживайте контакты с людьми, у которых то же несчастье, а также с бывшими членами тоталитарных сект, ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами. Кроме того, вам следует собирать всю возможную информацию о секте, но втайне от вашего близкого, чтобы его не раздражать. Копируйте и записывайте все, что можно, собирайте архив и библиотеку. Может быть, неплохо было бы вести дневник или хотя бы недельник. Вся информация, альтернативная сектантской, разом задействуется во время интервенции. Не следует выдавать критическую информацию по порциям - эффекта все равно не будет. 
  • В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты через внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, во-первых психолога и обученных им родственников и близких члена тоталитарной секты, а также сектоведа - "специалиста по фактам" (может быть и психологом в одном лице) и бывших членов секты. Их задача - пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему истинные любовь и участие взамен сектантского суррогата. Затем подключается православный катехизатор, желательно священник, предлагающий (но не навязывающий) истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу.
  • Большинство людей, покинувших тоталитарные секты, нуждается в психологической реабилитации. Дело в том, что по выходе из тоталитарной секты людям приходится решать те же самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые сделали их добычей сектантских вербовщиков. Более того, многие из них выходят с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Таким образом, помочь им может только профессиональный психолог, сведущий в данной области.
  • Духовная реабилитация жертв тоталитарного сектантства включает в себя работу священника-духовника и эмоциональную поддержку общины верующих. Постепенно человек учится личному общению с Богом (возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами) и приобщается к неисчерпаемому благодатному источнику церковного Предания. Хорошо, если вышедший из секты человек общается с другими бывшими сектантами и помогает специалистам в их усилиях по сокращению численности сект.
  • Нельзя забывать и о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и без работы, причем с утраченными навыками самостоятельной жизни. По существу, необходимо помочь человеку заново начать жить в обществе. Здесь иногда не обойтись без юриста и социального работника. 

Справедливости ради следует отметить, что Православная Церковь учредила ряд реабилитационных программ для жертв тоталитарных сект, но пока их еще достаточно мало (Центр св. Иринея Лионского (http://iriney.vinchi.ru), Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А. С. Хомякова (Руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Русской Православной Церкви Олег Стеняев: 109017. г. Москва. Б. Ордынка. 20, Храм Всех Скорбящих Радости, тел. 953-29-03). 

Имеются и государственные органы или их структурные подразделения, занимающиеся религиозными проблемами: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (Председатель Совета - Медведев Д. А.), Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, Комитет защиты семьи и личности (Председатель - Рычкова Валерия Александровна : 197198, Санкт-Петербург, ул. Блохина, 26. Тел. 105-16-89, 583-99-18, 538-79-17, 248-54-20, 166-14-55,  228-54-20). Более полный перечень государственных органов и общественных, оказывающих помощь, можно без труда найти в Интернете.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на изощренность и опытность российских сект, они уязвимы и бояться огласки, т. к. часто ведут не только аморальную, но и противозаконную и даже иногда преступную деятельность, связанную с корыстными и сексуальными преступлениями, оборотом наркотиков и им подобных средств и т. п. Активная и юридически грамотная позиция может способствовать освобождению и вашего родственника из душевного и ментального рабства.

Несмотря на тяжелую текущую ситуацию, радуют первые попытки объединить усилия граждан, как благодаря созданию центров сопротивления тоталитарной чуме и реабилитации жертв мощнейшего деструктивного психологического воздействия, так и при помощи учреждения информационных Интернет-ресурсов (http://iriney.vinchi.ru, http://www.missiaspb. narod.ru/, http://antimormon.narod. ru/antisekta.html).

Видимо, следует бороться и с причинами бурного распространения сект в России. Это, прежде всего, чувство незащищенности среднего гражданина, бесправия, изолированности  от общественных и государственных процессов и интересов, атомизация и разобщенность общества, ослабление института семьи и потребительское отношение к соотечественникам, цинизм бюрократии и экономических элит, усугубленные мишурой внезапно нахлынувшего потребительского изобилия, применение инструментов шоу-бизнеса в политике и экономике - все это глубокие причины не только процветающего сектантства, но и высокой преступности, низкой рождаемости, растущей наркомании и всех тех негативных общественных процессов, которые еще только предстоит преодолеть российскому обществу.

Коррумпированность власти и общества, излечима только последовательным развитием сознательного, свободного, политически активного социума и свободной конкуренции в экономических и политических процессах. Как часто утверждают представители западной цивилизации, им каждый день приходится бороться за свои права и свободы - индивидуально, коллективно, а когда это требуется и общенационально. Надеемся, данная статья поможет объединить и структурировать ваши усилия, по крайней мере, в борьбе за самое основное – здоровье и свободу своих близких от разрушительного воздействия тоталитарных сект.

Hosted by uCoz
Органы власти, общественные и религиозные организации, куда можно обратиться с заявлением о деятельности сект и получить консу

 

 

Органы власти, общественные и религиозные организации, куда можно обратиться с заявлением о деятельности сект и получить консультацию перечислены здесь: http://anton-inform.narod.ru/links.html  

 

 

 

Hosted by uCoz